За долгое время работы со звуком (около 10 лет), мне удалось для себя (и только для себя!), сформулировать некоторые основные принципы в сведении, мастеринге и аранжировке музыкальных композиций. Это не значит, что Вы, прочитав эту статью, должны побежать в студию и начать делать всё точно так, как я говорю. Напротив. Вы должны сделать всё по-другому, но при этом попытаться достигнуть качественного звука. Креативность и инновации рождаются только так. Старайтесь впитывать то, что Вам говорят и делать по-своему, с оглядкой на результат советчика (если он для Вас авторитет, конечно). Короче говоря, сведение и мастеринг крайне простой, на первый взгляд, процесс, цель которого сделать так, чтобы Ваш или не Ваш микс звучал одинаково хорошо на любой акустике. Это значит, что если я включу этот микс в машине, в наушниках за 500 рублей и наушниках за 100 000 рублей, дома у друга на коробках с динамиком под названием SVEN или в студии на UREI или Westlake Audio за 12 000 000 рублей - он будет одинаково хорошо и приятно звучать. Чтобы это сделать, нужно обладать рядом нехитрых навыков и знаний. Во-первых, сводите с оглядкой на жанр музыки. Если это EDM - то основой всего будет бочка, вокруг неё, её динамики, тембра и тональности (да, у бочки в EDM есть тональность) будет выстроен весь микс. Если джаз - то у Вас основой будет рабочий барабан или вокал, например. Я делаю обычно бочку около -7 или -8 db. Это оставляет хороший запас по динамике в миксе и его можно уже немного «разогнать» с мастер-шины. Если вы леерите бочку из разных звуков, собирайте её на шине, немного эквализируйте, подожмите чуть для более хорошей «склейки» слоёв и достигайте по шине оптимального значения величины громкости. Сначала пользуйтесь ушами и уже потом спектроанализатором. Но из-за того, что большинство из нас сводит непонятно на чём, спектр не будет лишним во многих ситуациях. И да, купите хорошие мониторы и наушники! Колонки Logitech, SVEN, IHOO, XIAOMI и тому подобные не годятся! Не говоря уже за наушники! EarPods отличны в метро и на пробежке, но никак не годятся для сведения музыки.

В проекте микса необходимо часто обращаться к шинам. Расскажу, какие я делаю для себя перманентно. Это мастер-шина, шина ритм-секции, шина бочки (если леерю), шины обработки реверберацией и дилеем (обычно по две).

Сведение микса, как правило, предусматривает следующие действие (в порядке выполнения) - баланс по громкости начиная с основного элемента (например, бочки), панорама и место в миске, частотная коррекция, компрессия, обработка пространственными эффектами и создание пространства. Это основное.

В процессе сведения, звукорежиссёр должен и просто обязан знать все плагины и приборы, уметь раскрывать весь их потенциал и использовать точно к месту. Это значит, что он не будет использовать компрессор и жать дальше ритм-секцию, слыша, что она и так уже пережата в кашу и не будет использовать дилэй на инструменте, который выпадает из моносовместимости, лишь обратив внимание на индикатор в положении -1.  Но это всё приходит с опытом. Поговорим об этом на занятиях и куда более детально.

Резюмируем:

  • Сведение - крайне простой процесс. (Мастеринг куда сложнее)
  • Сведению непросто научиться, нужна ежедневная практика, тренировка слуха и наработка навыков.
  • Сводить микс нужно начиная с основного инструмента или партии (бочки, снейра, вокала), постепенно выстраивая весь микс вокруг него.
  • После окончания сведения микс должен прекрасно звучать как в моно так и в стерео. Также должна чувствоваться ширина и глубина микса.
  • В процессе сведения должен быть достигнут баланс громкости инструментов в оптимальном соотношении по частотному спектру. Все звуки должны быть сбалансированны и являть собой единое целое.
  • Должна быть проведена работа с тембром и сочетаемостью тех или иных звуков.
  • RMS микса не должно превышать -12 db, в крайнем случае - 10 db.
  • Правильному сведению можно научить. Я это попытаюсь сделать в процессе курса «Сведение и аранжировка» в «ШколеЗвука»

 

Алкесандр Гекко

О НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ ОБЩЕСТВАВыпускник курса Звукорежиссуры, О нравственный ценностях общества!

Статья выпускника курса Звукорежиссуры нашей школы. Автор Stiv Wise

Известная фраза гласящая, что «Главная проблема музыки — лично ты, потому что слушаешь говно» — абсолютно верна. Это я окончательно понял закончив курсы Звукорежиссуры в "Школе Звука". Глупо обвинять в отсутствии вкуса различного рода СМИ — они всего лишь удовлетворяют потребности своих слушателей/зрителей, выдавая им тот продукт, на который есть спрос в обществе. Именно потребитель виновен в том, что вместо Genesis он выбирает Валерию, Ваенгу и Стаса Михайлова, а вместо Phil Collins`а — Владимира Высоцкого. 

Уровень музыкального вкуса у среднестатистического обывателя находится где-то на уровне плинтуса, если не ниже. Очень часто, различного рода борцы за нравственность и мораль, перекрикивая друг друга, наперебой кричат об “упадке нравственных идеалов”, низком уровне культуры и стремительной дебилизации населения, обвиняя в этом Запад, Моссад и зеленых человечков с планеты Нибиру. При этом, правда, упорно не хотят посмотреться в зеркало. А зря, ведь именно там скрывается виновник всех бед общества — обыватель. Уж не Моссад ли заставляет его силой слушать песни про “Машу и парашу”? Или, быть может, еврейские шпионы коварно подсовывают ему томик Донцовой, вместо Шопенгауэра и Ницше? И, конечно же, это именно пришельцы с Нибиру приковывают его намертво вечерами к телевизору, заставляя смотреть “Дом 2” и сериал “Счастливы вместе”.

В эпоху высокоскоростного интернета, каждый человек имеет равные возможности для поиска информации и самопросвещения. Мне могут возразить, мол не у каждого есть возможность доступа к “всемирной паутине”, потому многие по-прежнему смотрят телевизор и “потребляют то, что им выдают”. Хм… А как насчет миллионов пользователей “ВКонтакте”, большинство из которых как раз-таки имеют высокоскоростной интернет, даже в отдаленных районах бескрайних просторов России? При этом их музыкальные и литературные предпочтения всё равно, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Иными словами, эти представители социума, сами целенаправленно ограничивают свой кругозор, им не интересно открывать для себя новые горизонты, они вполне обходятся “ВКонтакте и Одноклассниками” и максимум, еще парой-тройкой сайтов (преимущественно, порнографического содержания). К чему это я? Да всего лишь к тому, что, беспокоиться за уровень культуры современного общества, и уж тем более как-то пытаться на него повлиять — абсолютно неблагодарное и бесполезное занятие, равносильное метанию бисера перед свиньями или попытке обучить тараканов квантовой физике.

Не тратьте свое драгоценное время на ненужных людей, по собственному желанию заключивших себя в некий вакуум, лучше проводите больше времени со своими друзьями и знакомыми, разделяющими ваши культурные ценности и жизненные приоритеты. Читайте любимые книги, слушайте любимую музыку, живите для себя, каждую секунду. Будьте эгоистами, ведь вам есть за что любить себя, как минимум за то, что вы обладаете хорошим вкусом. Пусть они слушают, что хотят и читают, что считают нужным. Пусть живут, как могут, или же не живут вовсе! А мы и дальше будем восхищаться операми Рихарда Вагнера и читать Фридриха Ницше. Потерянное поколение, говорите? Нет, это точно не про нас.

С Уважением выпускник курса Звукорежиссуры Stiv Wise